Тем, кто когда-то слушал "Арию" и
"Мастера".
Тем, кто все еще слушает "Арию",
"Мастера" и Сергея Маврина.
Тем, кто только начал слушать
"Арию", "Мастера" и Сергея Маврина.
С любовью... "Мастер и Катрин".
Дн±м рождения АРИИ можно считать 31 октября 1985 года: в этот день была
закончена работа над первым альбомом - "Мания величия", и группа впервые
заявила о себе широкой общественности.
Отцы-основатели Арии: Владимир Холстинин, Алик Грановский. Владимир и Алик были хорошими друзьями и коллегами в группе Альфа.
Мечты о создании новой рок-группы привели к тому, что в 1984 году Холстинин покинул "Альфу" и начал потихоньку готовить музыкальный материал для нового альбома. Творчество - творчеством, но работать где-то было надо, поэтому спустя некоторое время Холстинин с удовольствием принял предложение Алика, который к тому времени попал в ВИА "Поющие Сердца", придя туда сразу после ухода Дубинина (Виталий Дубинин и Владимир Холстинин создатели рок-группы "Волшебные Сумерки", позже вместе играли в "Альфе").
Руководитель "Поющих Сердец" Виктор Векштейн, через ансамбль которого со столь завидной кучностью дефилируют будущие звезды отечественного рока. Этому человеку предстояло сыграть одну из основных ролей в создании группы "Ария". Векштейн, еще не знающий, какую именно группу ему хочется иметь, создал некие лабораторные условия для "выведения" нового коллектива.
В мифическом экспортном проекте Векштейна - "Дипломат", кроме вокалиста Николая Носкова и барабанщика Александра Львова (позже оба в "Парке Горького") числились гитарист Сергей Потемкин и бас-гитарист Алик Грановский. Однако Носков, в итоге ушел, и на его место в феврале 1985 года пригласили певца Валерия Кипелова, до этого пять лет проработавшего в ВИА "Лейся, Песня". Однако экстренная замена вокалиста не была единственной, гитарист Сергей Потемкин поругался с Векштейном и ушел из ансамбля, и на его место предложил Владимира Холстинина, который разделял музыкальные вкусы Грановского. Что касается Кипелова, то много лет спустя Валерий признавался, что на момент своего появления в группе увлекался классикой хард-рока в лице "Led Zeppelin" и "Deep Purple", "Grand Funk" и "Slade" и ничего не знал о музыке "хэви-метал". Алик и Владимир познакомили Валерия с музыкой "Judas Priest" и "Iron Maiden".
Грановский и Холстинин понимали, что Векштейн колеблется в определении стиля своего нового коллектива. Бедный Виктор Яковлевич подвергся мощному идеологическому прессингу с частым упоминанием незнакомого ему словосочетания "heavy metal". Был проведен ликбез - с прослушиванием записей и просмотром клипов. Векштейн оценил зрелищное и музыкальное воздействие экспрессивного жанра. Но он тянул с ответом, так как боялся разносов со стороны курирующих и контролирующих культуру органов и был твердо убежден в том, что играть такую музыку в Совке не разрешат. Но после Холстинину и Грановскому позвонил Сергей Сарычев и предложил вернуться в "Альфу", которую принимали в свои ряды Московская областная филармония. Соратники собрались так и сделать, но тут последовал звонок от барабанщика "Поющих Сердец" - Александра Львова. Он сообщил, что Векштейн согласен на то, чтобы Грановский и Холстинин записывали свою музыку. Уходить куда бы то ни было, не имело смысла.
Однако запись тяжелого альбома - это так, цветочки, своего рода программа-минимум. А по максимуму необходимо было добиться того, чтобы эту музыку разрешили играть на профессиональной сцене.
Итак, генераторами идеологии новой безымянной группы стали Грановский и Холстинин. Сама идея была, в общем-то, проста: наконец-то позволить играть ту музыку, к которой лежит душа. Наброски первых вещей были сделаны в конце октября 1984 года на московской квартире Владимира Холтинина. На роль вокалиста взяли Валерия Кипелова и начали вести с ним долгие беседы о тяжелом роке. Грановский и Холстинин объясняли ему свое представление о вокале, а Кипелов рассказывал, как когда-то пытался снимать феноменальные рулады Нодди Холдера ("Slade") и Дэна Маккаферти ("Nazareth"). Взаимопонимание вскоре было достигнуто, "Кипелов нам сразу понравился", - вспоминает Холстинин.
Векштейн в очередной раз терзался сомнениями. Но чутье менеджера подсказало ему, что парни готовят настоящую бомбу. Он выдал музыкантам ключи от студии и сказал, что через месяц придет слушать готовый альбом. Как сочинялись песни? Наверно, восстановить объективную картину теперь уже невозможно. В нашем случае Грановский, лукаво улыбнувшись, предложил посмотреть на обложку альбома - "там все написано", но из дальнейшего разговора с Аликом выяснилось, что, по большому счету, все в "Мании Величия" сочинено им, а фамилию Холстинина в качестве соавтора он увидел лишь много лет спустя, когда альбом был издан официально, с настоящей обложкой. Но если бы не Холтинин, то никакого альбома вообще бы не состоялось. Клавишнику Кириллу Покровскому дали записать одну его собственную инстркментальную вещь - "Мания Величия", коварный голос в "Волонтере" и модные фишки в виде ветра и прочих стихий. Барабанные партии будущего альбома были отданы на откуп Александру Львову. Львов был главный по звуку в "Поющих Сердцах". Именно Львов включал 16-канальный магнитофон "Tascam", сидел за пультом и вообще заведовал всем студийным хозяйством. Львов считался неплохим барабанщиком, но при всем этом понятия не имел о "классике жанра", и отличался редким упорством, норовя всякий раз сделать все по-своему. Барабанная сессия растянулась аж на три недели. Записывать гитары на альбом, Холстинину пришлось "за двоих", с этой задачей он справился отлично. Тексты к песням для альбома принадлежат перу поэта Александра Елина, кроме "Тореро", окончательному варианту которого предшествовала долгая и упорная борьба Маргариты Пушкиной с Холстининым.
В целом альбом "Мания Величия" удался, но речи о том, чтобы выпустить его на "Мелодии", ни какой не было, считаясь политической диверсией, поэтому запись альбома стла распространяться классическим способом - в виде магнитоальбома. Авторство же на название "Ария" принадлежит Владимиру Холстинину. Валерий Кипелов считает, что название группы было подсказано холстининской гитарой: "Он тогда играл на "Aria Pro 2". Посмотрел Холст как-то раз на свой инструмент, прочитал, что на нем написано, и тут его осенило...". Что ж, сперва подсознательное стремление к фонетическому сходству с "Iron Maiden", и - о чудо! - вдобавок подвернулась "свинья". Свинья, надо сказать двоякая! С одной стороны, просто красивое, ни о чем не говорящее на первый взгляд, название несло в себе неумолимую логику: в группе с названием "Ария" играют естественно, "арийцы", а значит те, кто их слушает, вполне могут считаться "избранной расой" и биться насмерть с поклониками других групп. (Что касается логотипа группы, он появился много позже - к выходу первой "мелодийной" пластинки "Герой Асфальта". Художник, которому поручили столь ответственное задание, отнесся к работе спустя рукава и сделал. абсолютно одинаковые лого и для "Арии", и для "Черного Кофе", и для "Мастера", такие шрифты считались модными.)
Неожиданно для всех Векштейн дал добро на выступление группы в первом отделеннии концерта, перед Антониной Жмаковой. Но для сцены нужен второй гитарист и хороший барабанщик. И в результате оперативных поисков второй гитарист Андрей Большаков, был взят в группу. Большакова привел в "Арию" его близкий друг Саша Елин. Встреча с претендентом на роль второго гитариста проходила в составе одного Алика. Вначале Большаков и Грановский поговорили, и с удивлением выяснили, что обладают одинаковыми музыкальными пристрастиями. Кроме того, круг их общих знакомых оказался настолько близок, что непонятно было - почему они до сих пор незнакомы? И после двадцатиминутного джема, родилась большая дружба, и один из наиболее удачных тандемов отечественного хард-рока. А спустя некоторое время в группе появился барабанщик Игорь Молчанов ("Альфа"). И уже после нескольких репетиций группа обрела полностью боеспособное состояние.
Первое сценическое представление новой программы произошло 5 февраля 1986 года в ДК МАИ, в рамках встречи "Звуковая Дорожка" газеты "МК" со своими читателями. Во втором отделении выпустили "Арию". Никакой рекламы не делалось, но те "кому надо", разумеетсявсе знали. Мнения резко разделились. Одни говорили, что это весьма и весьма перспективная группа и на нее стоит обратить внимание; другие орали, что это преступление против нравственности и чуть ли не провокация буржуазных спецслужб. И все же прошедший концерт превзошел все ожидания, успех был феноменальный. А над афишей как ни в чем не бывало, значилось: "ПОЮЩИЕ СЕРДЦА". И после музыканты продолжали день за днем, по-прежнему аккомпанируя Антонине Жмаковой...
Взлеты и падения
Второе дыхание